Дошкольное воспитание и образование детей
Добрый день! Наш форум создан для обмена информацией, опытом и просто пообщаться. Мы надеемся , что каждый найдет для себя интересный материал.

ПРИГЛАШАЕМ
МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ;
ВОСПИТАТЕЛЕЙ
и Вас, заботливые родители, кому не безразлично будующие детей.

В ДАННЫЙ МОМЕНТ НА ФОРУМЕ ОТКРЫТО 20 % всего обьема информации.
ОСТАЛЬНЫЕ 80% разделов на РЕКОНСТКУРЦИИ разделов и информации.

Дошкольное воспитание и образование детей

Наш форум создан для обмена опытом музыкальных руководителей, воспитателей и конечно родителей. На форуме каждый найдет для себя интересную и полезную информацию. Приглашаем, поделится своим опытом, и пополнить копилку методических идей.
 
ПорталПортал  ФорумФорум  КалендарьКалендарь  ГалереяГалерея  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  Вход  
Поиск
 
 

Результаты :
 
Rechercher Расширенный поиск
Последние темы
Форум
Партнеры
Создать форум
brothersoft.com
Портал о заработке Skyfamily
Детский поисковик
Самые активные пользователи
Администратор
 
Алена
 
Светланка Музрик
 
Ульяна
 
natasa14
 
Ирик
 
solistca
 
Диана Ш
 
шотовна
 
Света_Красный Яр
 
статистика
Рейтинг@Mail.ruсчетчик посещаемости
счетчик посетителей

Поделиться | 
 

 Доклад на тему "Игры для развития восприятия музыки".

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Майя Болотина




СообщениеТема: Доклад на тему "Игры для развития восприятия музыки".   Вт Янв 10, 2012 6:14 pm

Доклад на тему «Игры для развития восприятия музыки»
(Об использовании музыкально – дидактических пособий)

Одной из важнейших задач всестороннего развития дошкольника является воспитание музыкальной культурой. Музыкальное воспитание предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам муз. деятельности , что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности. Полноценное восприятие ребенком музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем она «рассказывает», способен сравнивать услышанное с чем – то предметным, уже встречавшиеся ему в жизни. Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний, но в силу несформированности этого у ребенка пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства сознательно акцентируя его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика и т. д.), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. В муз. Воспитание на практике муз. рук – ли все чаще стали применять музыкально – дидактические пособия, которые воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуарам.
Вот перечень примерных музыкально – дидактических игр, которые можно проводить в группах.
Игра «в лесу». Игра развивает навыки восприятия музыки.
Игровой материал: на планшете изображен лес: 2 – 3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как – бы создается объемность, кроме того, к одной этого (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигура зайчика или другого животного. Фигурка девочки, вырезанная из картона, становится рядом с лесом.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята , посмотрите, какой красивый лес, здесь есть березка, елочка, пенек. Девочка Таня решила пойти в лес собирать грибы и ягоды. А за деревом кто – то спрятался, наверно, какой – то зверек. Поможем Тане отгадать, кто это?
Дети: Да.
Воспитатель: для этого вы должны прослушать мелодию песенки и отгадать, о ком она.
Воспитатель поет песенку про зайчика (русская народная мелодия). Для того, чтобы узнать, правильно ли ребенок отгадал, ему разрешается заглянуть за пенек (в кармашек, где находится фигурка зайчика).
Все музыкально – дидактические игры разделены как бы на три группы:
1. Муз. Дид. Игры , которые дают детям представления о характере музыки (веселая, грустная). Напр. Карточки с изображением грустного и веселого выражения лица.
2. Которые дают представления о содержании музыки, о музыкальных образах, напр. Карточки с изображением музыкальных инструментов, знакомых сказочных персонажей (волк, заяц, лиса)
3. Муз. Дид. Игры, которые формируют у детей представление о музыкальной выразительности.
При желании рисунки, графические изображения на карточках могут быть заменены другими, тоже условно соответствующие какой – либо задаче.
Использование наглядных пособий в музыкально – эстетическом воспитании дошкольника позволяет в простой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению наглядных пособий в играх у детей активнее развиваются музыкально – сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – ладовысотный слух, чувство ритма. У них возникает интерес к музыке.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Marina Ryazanova




СообщениеТема: Re: Доклад на тему "Игры для развития восприятия музыки".   Сб Янв 21, 2012 10:19 pm

Статья "Игра как один из факторов развития мотивации личности к познанию и творчеству в процессе музыкального воспитания детей".
Рязанова Марина Александровна,
Музыкальный руководитель
МБДОУ Центра развития ребенка –
детского сада № 53 «Ёлочка»

Содержанием музыкального воспитания детей младшего возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительных навыков.
В младшем возрасте дети обладают непроизвольным вниманием, поэтому весь творческий процесс необходимо организовывать так, что бы он воздействовал на чувства и интересы детей. Если использовать игровые приемы и необходимый дидактический материал, дети будут эмоционально отзывчивы. Этому требованию отвечают музыкально-дидактические и творческие игры, которые дают возможность в игровой форме формировать и развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству.
В репертуаре музыкальных игр большое место занимают народные игры, игры фольклорного характера, игры под русскую народную музыку. Современная музыкальная педагогика считает игровой фольклор одним из важнейших факторов формирования и развития музыкально-творческих способностей детей. С самого раннего возраста ребенок слышит и поет русские народные песни, прибаутки, играет и танцует под эту музыку, его слух постепенно осваивает ее мелодические интонации и ритмические особенности, они становятся ему близкими, родными и понятными.
Фольклорные музыкальные игры имеют некоторые особенности, которые необходимо учитывать при в ведении их в практику деятельности детей. Народные музыкальные игры всегда отражают природные условия, в которых проживал народ, те занятия, которыми испокон веков занимались люди; эти игры всегда были ориентированы на определенный возраст, так как несли в себе ценности, идеалы, эмоционально-нравственный опыт, знания, умения и навыки, соответствующие данному возрастному этапу. Игры отражали почти все стороны жизнедеятельности людей (трудовую, семейную, бытовую и т.п.). В фольклорных музыкальных играх часто отражаются религиозные взгляды народа, присутствуют отголоски старинных языческих обрядов, отражают в себе менталитет народа и его характер.
Игровые песни очень разнообразны: в одних акцент на драматизацию (« А мы просо сеяли, сеяли», «Каравай», «Как на тоненький ледок», «На зеленом лугу», «Во саду ли в огороде»), в других – на физическую активность («Дождик», «Как под наши ворота»), в третьих – на танцевальное начало («Заинька, попляши», «В сыром бору тропина», «Ходила младешенька по борочку»), поэтому в некоторых случаях такой потенциал называют фольклорными музыкальными играми или фольклорные игры под пение, либо называют игровыми песнями хорового плясового характера. В любом случае эти произведения характеризуют наличие небольшое театрализованного представления, где часто соединяются словесно-поэтическое, танцевальное начало, а также содержание, размер, ритмическая основа, строение фольклорного текста, несложность напева песни, позволяющие соединить исполнение песни с движением и театрализацией.
Игры фольклорного характера строятся на устном народном творчестве. Это хороводные игры, игры, в которые входят присказки, приговорки, попевки, считалки, сказки. В таких играх дети учатся общению, приобщаются к народным традициям, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Существуют различные формы игры:
1. Игра - драматизация (сказка, инсценировка)
2. Игра - импровизация (самостоятельное варьирование мелодии, ритма, текста)
3. Игра – ритмизация (хлопки, притопы, ритмическая декламация, использование ударно-шумовых музыкальных инструментов)
4. Игра – танец (хороводы, пляски)
Наиболее интересной формой игрового фольклора является игра- драматизация. Драматизируя сказку, ребенок связывает слово с действием. Эта форма игры развернутая и методика ее подачи более сложная. Разучивание игры, требующей небольшого театрального представления, инсценирования песни с движением, проводится по следующим этапам:
- исполнение песни педагогом;
- разбор текста, образов, персонажей;
- разучивание песни;
- совместное решение педагога и детей, направленное на определение правил игры, побора необходимых атрибутов, распределение ролей;
- уточнение действий персонажей, отдельных характерных движений;
- проведение игры.
Песни для таких игр берутся с развитым сюжетом и яркими персонажами, способствующими мотивации интереса у детей к народному музыкальному творчеству.
Таким образом, игра - драматизация помогает детям полнее воспринять художественнее произведение, развивает у них наблюдательность, воображение, воспитывает вкус к слову, к музыке, любовь к родной природе.
При освоении песенного фольклора используются различные формы, стимулирующие творческую инициативу детей, одна из распространенных форм игры – игра – импровизация, направленная на умение создавать варианты из известных заданных элементов песни, т.е. самостоятельно варьировать поэтический текст, мелодическую структуру и ритмическую основу песни; умение импровизировать танцевальные движения, сочетая движение с пением. Показывая детям такую игру, педагог должен стремиться внести в показ творческое начало, предлагая детям все новые варианты исполнения, побуждая фантазию детей, направляя слух на нахождение адекватной интонации, настроения, образа, исходя из сюжета, жизненного контекста, выработанной детьми и педагогом линии.
Для импровизации поэтического текста очень важным является усвоение детьми ритмической структуры напева и сюжетной канвы песни. В освоении ритмов здесь как нельзя кстати приходят игры - ритмизации, помогающие формированию у детей чувства ритма. Восприятие ритма в большей степени слуходвигательное, основу которого составляет моторика. Народная песня обладает неоценимым потенциалом для развития ритмического чувства, так как в основе ее ритмической организации лежит либо текст, либо движение. В связи с этим «инкорпорирование» (впитывание телом) моторного начала песни является первостепенной задачей по формированию музыкальных способностей детей. Первоначально для усвоения ритмической структуры используются простейшие песенки речитативного характера (ритмическая декламация текста) или попевки с ярко выраженным образом. Эти песенки сопровождаются хлопками, притопами, поворотами, хождением по кругу, простейшими движениями, остановками на долгой длительности, приседаниями на сильную долю, подъемом на слабую.
Игры – ритмизации можно дополнить игрой на детских ударных и шумовых музыкальных инструментах, которые не только развивают ритмические способности, но и повышают творческий и эмоциональный потенциалы детей.
В музыкальных играх под пение с танцевальными движениями чаще всего используются хороводные и плясовые песни. В таких играх дети отражают в движениях в большей степени характер пляски или хоровода (задор, веселье или неторопливость, плавность), а не характер персонажа. Педагог здесь играет ведущую роль в подборе танцевальных движений. Часто разучивание танцевальных фигур происходит без пения, в медленном темпе; желательно при этом использовать ударные инструменты для ритмичности исполнения.
На основании выше сказанного можно сделать вывод, что игровая деятельность, как фактор формирования и развития мотивации личности к познанию и творчеству детей, включает в себя методы воздействия, направленные на приобретение навыков самостоятельных действий; на самостоятельный подбор вариантов игр, танцевальных движений; а также применение творческих заданий как способ развития песенного, музыкально-игрового творчества.
Список используемых источников
1. Карпушина Л.П. Методика разучивания фольклорных музыкальных игр.// Начальная школа. - 2009.- №7. – с. 116-120.
2. Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения, для красивого движенья. - Ярославль, 2000.
3. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа. – М.: Астрель, 2000.
4. Цивкина В. Русский фольклор в музыкальных играх. – М.: 1977.

Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
 
Доклад на тему "Игры для развития восприятия музыки".
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Дошкольное воспитание и образование детей :: МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА :: Интересные сайты для музыкальных руководителей-
Перейти: