Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях.
На музыкальных занятиях движения являются средством выразительности:
главная цель - развивать у детей способность придавать этим движениям характер, связанный с музыкальным образом, делать их выразительными.
Музыкально-двигательные упражнения, помогая прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при подаче в движениях музыкальных впечатлений, в то же время способствуют углублению и уточнению музыкального восприятия детей. Каждое упражнение имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи. Движения во всех музыкально - двигательных упражнениях (их характер, форма, выразительность) продиктованы музыкой: дети всегда передают в них музыкально - двигательный образ.
Музыкально - двигательные упражнения имеют различные музыкально -двигательные задачи.
Рассмотрим некоторые упражнения. Упражнение «Пружинки» - р. н. м. «Посеяли девки лук» помогает улучшить качество движений детей, развивать у них умение непринужденно придавать движениям пружинный характер. В русских плясках дети легче справляются с прыжками, поскоками.
Упражнение «Качаниерук с лентами» польская нар. муз., обр. Л. Вишкарева помогает привить детям навыки, необходимые для правильного движения рук в танце с платочками.
Большинство упражнений учит детей придавать основным движениям (ходьбе, бегу, поскокам) и элементам танца выразительность, диктуемую музыкой и образами исполняемой игры, пляски.
Значительное число упражнений помогает воспитывать у детей ориентироваться в пространстве, выполнять различные перестроения в играх и плясках, отражая в них характер и форму музыкального произведения.
Необходимо использовать упражнения без музыки: они дают детям возможность почувствовать напряженное состояние мышц (главным образом рук и плеч), избегать излишних напряжений при движении, помогают принимать правильные исходные положения, подготавливая к началу музыки.
Например, перед упражнением под энергичную, громкую музыку, я напоминаю детям о характере и образах, которые должны быть воплощены в движениях, требую стать выше ростом, выше поднять головы и т. д.
Перед упражнениями в легком беге с лентами или листочками напоминаю, что ленточки красиво будут виться, если руки у детей будут мягкие, плечи свободно опущены.
Чтобы дети не сутулились, шея у них не клонилась вперед, а руки не висели впереди корпуса, можно дать им вспомогательное упражнение без музыки «Паровозики». Согнув руки в локтях и сжав кисти в кулаки, они
неторопливо делают непрерывное круговое движение - поднимают вверх плечи и голову, с усилием отводят их назад так, чтобы локти и затылок как можно больше сближались; затем плечи опускают вниз и вперед, а шею и голову возвращают в исходное положение.
Положение руки в стороны - руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию.
Руки вперед - руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой. При всех этих положениях надо следить, чтобы в плечах и руках не было излишнего напряжения, т. е. чтобы не поднимались плечи, не выпрямлялись до предела локти. Это достигается следующими упражнениями без музыки.
1. Дети стоят слегка наклонившись, руки в стороны; по предложению воспитателя уронить руки, как веревочки, дети снимают напряжения в плечах и дают рукам упасть вниз: слегка покачавшись, руки остановятся.
2. Твердые и мягкие руки - дети поднимают руки в стороны (или вперед) и до предела вытягивают их от плеча до концов пальцев, потом по предложению педагога ослабляют напряжение, дают плечам опуститься, локтям, кистям и пальцам слегка согнуться; руки как бы ложатся на мягкую подушку.
Для того чтобы в дальнейшем у детей вырабатывалась выразительность и точность движений кисти, полезно обращать на это внимание в исходных положениях. Кисти и пальцы не должны быть чрезмерно напряжены и выпрямлены. Нехорошо, если у детей старшего дошкольного возраста кисти не учувствуют в движении, пальцы пассивно сгибаются в кулачок, кисть обвисает. Помогают детям почувствовать свои кисти и постепенно включать их в движение всей руки, следующие вспомогательные упражнения:
1. «Стряхивать воду с пальцев» - согнув руки в локтях, дети движением предплечья повторно встряхивают кистями. Перед этим следует предложить детям крепко сжать в кулак кисти, чтобы они отчетливо почувствовали разницу в напряженном и ненапряженном состоянии мышц.
2. «Кошка выпускает коготки» - руки согнуты в локтях, ладонями вниз: сжатая в кулак кисть загнута вверх. Дети медленно разгибают пальцы, одновременно сгибая кисть вниз и снова сжимая пальцы в кулак, затем опять, не прерывая движения, сгибают кулак вверх. Обычно они сопровождают движения протяжным негромким «мяуканьем», что помогает плавности движения.
Рассмотрим упражнения, помогающие улучшить качество движений.
Чтобы передать в движениях разнохарактерный образ музыкальных игр, плясок, дети должны учиться изменять характер работы своих мышц.
В старшем дошкольном возрасте систематическое использование упражнения «Пружинка» - р. н. м. «Ах, вы сени» помогают выразительно исполнять танцы - дети словно приплясывают, то тихонько, то сильнее, веселее.
Напевная, лирическая музыка со связно льющейся мелодией диктует движения плавные (медленный движения рук и корпуса, плавный шаг в русских хороводах, многие изобразительные движения). Дети приобретают навыки плавного движения в упражнении «Игра с водой» - фр. н. м.
Дети сидят на полу (на коленях, сидя на пятках), как летом на берегу. Руки опущены.
Дети играют водой: плавно разводят руки в стороны и назад (как будто в воде), сближая лопатки и несколько отклоняя корпус назад. На 2 такт возвращаются в исходное положение. На II часть музыки дети брызгают водой - кистями рук легко бьют по воде. Я слежу, чтобы у детей не появлялось мешающее плавности излишнее напряжение в плечах и руках, руки не выпрямлялись в локтях.
В дальнейшем, разучивая с детьми движения в музыкальных играх, плясках, упражнениях, стараясь связывать их характер с указанными упражнениями.
Литература:
1. Раевская, Руднева «Музыкально - двигательные упражнения в д/с» -Москва, 1969 г.;
2. Буренина А. И. Программа по ритмической пластике детей «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000 г.;
3. Белкина С. И. «Музыка в движении» изд-во «Просвещение», 1983 г.;
4. Мерзлякова С. И. «Фольклор - музыка - театр» Москва, 1999г.